Более 50% иностранных инвестиций поступают в Беларусь из России - эксперт
Почему в Беларусь стремительно снижается объем иностранных инвестиций, о сокращении приватизационных сделок, «посадках» известных белорусских бизнесменов, и как это отразится на инвестиционном климате Беларуси, а также что должно измениться, чтобы деньги, наконец, пошли в нашу страну, и станут ли спасительными для экономики китайские связанные кредиты, megapolis-real.by поговорил с заместителем директора по стратегическому управлению и инвестиционному планированию ООО «Евразийский деловой форум», экспертом в области стратегического и проектного управления, инвестиционного планирования и операционного моделирования, обладателем степени MBA Андреем Киселевым.
Отметим, что Андрей Киселев – это профессиональный управленец, за плечами которого реализация крупных стратегических проектов с инвестициями более $120 млн и более 50 выполненных бизнес-кейсов в российских и международных инвестиционных проектах.
- За 2016 год по сравнению с 2015 годом иностранные инвестиции в экономику Беларуси сократились на 24,2%. Об этом свидетельствуют данные Белстата. Каковы основные причины этого явления?
- Снижение иностранных инвестиций в экономику Беларуси наблюдается с 2012 года. Белорусская экономика в какой-то мере является сателлитом российской экономики. Это подтверждается тем, что более 50% иностранных инвестиций поступают в Беларусь из России или для российских компаний в Республике. Ослабление российской экономики, а также снижение объемов торговли с Россией оказали существенное давление на привлекательность капиталовложений в Беларусь.
- Ни в 2016, ни в 2015 году в Беларуси не было заключено ни одной приватизационной сделки по продаже иностранному инвестору белорусского актива. Как вы думаете, почему сложилась такая ситуация? Возможно, дело в том, что во многих случаях к продаже предлагают активы уже тогда, когда они государству не нужны, поскольку не генерируют желаемый денежный поток?
- Что касается обеспокоенности по вопросам отсутствия приватизационных сделок, то в Беларуси, полагаю, сформировалась ситуация функционирования и развития так называемой «командной» экономики. Стратегические крупные активы не подвергаются приватизации, а остальные активы взаимоувязаны с этими крупными предприятиями. Именно поэтому и складывается впечатление, что объекты приватизации более не представляют интерес для государства или других стратегических гигантов. В реальности же это может быть и не так. Эти предприятия вполне прибыльны и успешны. Приватизация государственных активов это те же инвестиции, а инвестиции должны окупаться. Риск потери крупного государственного потребителя после отлучения от государственных бюджетов отводит внимание инвесторов от этих активов.
- Стремительно сокращается объем инвестиций в недвижимость в нашей стране. Почему это происходит, ведь маржинальность и доходность таких вложений в Беларуси на европейском уровне. Выровняет ли ситуацию отмена виз для иностранных граждан?
- Хорошая доходность и маржинальность не означает, что гарантирован спрос. Недвижимость во многих, если не во всех странах, является одним из наивернейших индикаторов кризисных процессов в экономике. Снижение потребительской активности, высокая инфляция, валютные колебания – все это характерно для белорусской экономики. Современный уровень спроса и его снижение последние годы не позволяет обеспечивать рост предложения на рынке недвижимости. Активность государства в стимулировании спроса за счет знаковых событий, вроде Чемпионата мира по хоккею, и отмена виз, безусловно, повышают привлекательность рынка недвижимости для инвесторов, но все же важнейшие шаги должны быть сделаны в области повышения потребительских настроений.
- Неблагоприятный инвестиционный климат в Беларуси проистекает от чрезмерной зарегулированности законодательства?
- Я бы не сказал, что в Беларуси существует чрезмерная зарегулированность. Законодательство отражает или должно отражать существующие закономерности в бизнес-системе, бизнес-среде, если хотите, государства. Это свойственно всем экономикам. В Беларуси немалая часть бизнеса относится к государственным структурам и компаниям. Отсюда и создается впечатление зарегулированности. Инвестиционный климат в Беларуси - это отражение свободной негосударственной экономики. Чем больше государство будет способствовать созданию кластерных зон развития частного бизнеса, тем быстрее инвестиционный климат будет улучшаться. В кластерном развитии государственные предприятия не только могут принимать активное участие, но и позволят стать драйверами роста инвестиционной активности.
- Станет ли существенным фактор ареста знаменитых белорусских бизнесменов в ухудшении ситуации с привлечением инвестиций?
- Безусловно, станет. Инвесторы и бизнесмены такие же люди, которые хотят путешествовать и проводить время с семьей. Абсолютно никто не хочет вкладывать деньги в активность, которая несет существенные угрозы личных свобод.
- Что должно измениться, чтобы иностранные деньги пошли?
- В условиях высокой неопределенности инвесторы хотят разделить риски. Здесь спасением может служить развитие концессионных проектов. Наряду с частными инвестициями государство должно стать одним из основных источников капиталовложений в свою экономику. Помимо этого, должны происходить процессы стабилизации прогнозов по ключевым макроэкономическим параметрам.
- Мы все говорим про иностранные инвестиции, а есть ли у нас свои инвесторы, готовые вкладывать? И почему о них ничего не слышно? У них не хватает опыта, или они просто боятся рисков?
- Все инвесторы боятся рисков. И даже более того, во всех инвестиционных проектах существуют риски. Другой вопрос, что глубина риска не должна превышать уровень доходности на инвестированный капитал. Именно в этом я и вижу меры по поддержанию инвестиционного климата. Государство может и должно формировать программы поддержки для бизнеса с высокой добавленной стоимостью. На мой взгляд, инвестиции в такие проекты смогут продемонстрировать другим инвесторам, что в Беларуси отмечаются быстрые положительные тенденции.
- Какие инвестпроекты нужны сегодня Беларуси?
- Как я уже отмечал, белорусская экономика в какой-то мере является сателлитом российской экономики, с одной стороны, и окном на европейские рынки, с другой. В этой связи, основные инвестпроекты могут быть в области развития инфраструктуры, развития логистических сервисов, проекты перерабатывающей промышленности и, конечно же, проекты сельского хозяйства.
- IPO – это выход для отечественных предприятий? Стоит ли наращивать этот потенциал?
- IPO – это всего лишь инструмент, в котором капиталовложения совершают широкий круг инвесторов. Инвестиционный климат все равно необходимо повышать.
- Как вы относитесь к связанным кредитам? Сегодня это можно проследить на поступлениях из Китая. Являются ли они спасательным кругом для белорусской экономики? Или все-таки дешево не значит хорошо?
- Связанные кредиты нередко несут обязательство по приобретению оборудования или материалов из страны предоставления займа. Это можно назвать целевым кредитом. Я не вижу в таких кредитах ничего плохого, просто необходимо искать баланс для исключения ущемления интересов отечественных производителей. Может ли это стать спасательным кругом? Может, но инвестиции должны окупаться. Связанные кредиты играют в этом процессе лишь свою роль, и этого не всегда достаточно.
Мария Мелёхина