Логистический рынок РБ: кризис уже разобрался с мелкими игроками, наступает очередь средних
О проблемах логистического рынка Беларуси, выдавливании среднего бизнеса, в связи с кризисом, падении стоимости грузоперевозок, и почему экспедиторский бизнес рискует стать полностью электронным, megapolis-real.by поговорил с директором по развитию международной группы компаний Apply Logistic Group Дмитрием Черноморцем.
Отметим, в трудовой деятельности Дмитрия Черноморца значатся такие позиции, как директор по логистике Группы компаний "Белкантон", директор по логистике компаний "АлюминТехно" (ГК "Алютех"), директор по логистике Группы компаний "Бримстон-Бел" и директор компании "Андеграунд”. За его плечами более 200 проектов по построению производственных, логистических и R&D-систем в Беларуси, Казахстане, России, Китае, Европе.
- Какие проблемы сегодня наиболее остро стоят перед логистическим рынком Беларуси?
- Если мы говорим о рынке услуг, связанных с перевозками, таможенным посредничеством, коммерческим складированием и другими логистическими сервисами, то проблемы всего лишь две – сильное падение грузопотоков и макроэкономическая волатильность.
Дело в том, что логистические операторы не могут работать с абстрактными грузами, здесь все очень просто: есть растущий грузооборот – логистам хорошо, нет грузооборота – логистический рынок стагнирует. Кроме того, рынок логистических услуг достаточно инфраструктурный - это инвестиции в транспорт, складские помещения, технологии, IT и т.д. Причем это инвестиции с периодом возврата не менее 5 лет. При такой макроэкономической неопределённости как сегодня, на мой взгляд, не совсем разумно в это инвестировать.
- Какие тенденции прослеживаются на транспортно-логистическом рынке? Чего ждать в 2017 году?
- Все тенденции, которые актуальны для производителей и торговых компаний будут в точности проецироваться и на логистических операторов. Если говорить в общем, то ничего нового в 2017 году по отношению к 2016 не произойдет.
По-прежнему число игроков на рынке будет сокращаться, но уже не такими большими темпами, как в предыдущих периодах, по-прежнему будет сохраняться проблема возврата дебиторской задолженности. Не секрет, что сегодня можно возить, и за это не платить – перевозчики и экспедиторы “хватаются” за любого клиента, клиент делает несколько перевозок с одним перевозчиком, потом переключается на другого перевозчика и никому не платит. Тема предоплаты, к сожалению, в этом бизнесе уже давно убита. Фактически мы говорим о классическом “красном океане”.
При этом нужно отметить, что для логистических операторов сегодня есть один очень хороший “голубой океан” – это логистическое обслуживание электронной торговли.
- Можно ли поподробнее об этом “голубом океане”?
- По прогнозам нашей компании, (Apply Logistic Group) в конце 2017 года в стране начнет очень активно развиваться рынок e-commerce (электронной торговли), и эта тенденция просуществует до 2020 года, когда, на наш взгляд, основные элементы рынка будут сформированы.
Сегодня только 2-2,5% продаж в стране совершаются через on-line. Причин данной цифре, которая катастрофически низкая, очень много, при этом одной из весомых является отсутствие локальных логистических технологий, на которые могли бы опираться e-commerce игроки.
Сегодня практически все логистические операции выполняются силами самих продавцов, не потому, что им это очень нравится, а потому, что эту компетенцию сегодня невозможно передать на аутсорсинг, т.к. нет рынка логистических операторов, умеющих работать в e-commerce.
Проблема доставки товаров в регионы, особенно в малые населённые пункты – это боль всего e-commerce рынка. Давайте посмотрим на цифры. По нашим данным 58% онлайн-покупок совершаются в Минске, 36% - в других областных городах, и только 6% через интернет покупают жители малых городов, поселков и деревень.
Сколько многоквартирных домов и офисов оборудованы постоматами? Практически ноль.
С одной стороны, это плохо, с другой – это прекрасно, т.к. речь идет о новом, достаточно емком рынке, который будет расти как минимум ближайшие 20 лет. И именно здесь я вижу огромные возможности для развития логистических операторов, инвестирование в другие сферы сервисной логистики я даже бы не рекомендовал рассматривать.
- По сравнению с 2016 годом, выросла ли стоимость грузоперевозок?
- Рынок перевозок очень волатильный, поэтому фрахты то растут, то снижаются, чего-то радикального не произошло. Маржинальность операторов не выросла и не упала, т.к. падать уже некуда.
- Кризис уже выдавил всех слабых и мелких игроков в сфере экспедирования с рынка, либо тенденция будет набирать обороты?
- Рынок продолжает сокращать число локальных операторов, и если с мелкими игроками он (кризис) уже в больше мере разобрался, сейчас наступает очередь средних. Мы уже видим, как собственники средних транспортно-экспедиционных компаний начинают активно инвестировать в торговый и производственный бизнес, перераспределяя и, следовательно, хеджируя свои активы.
Экспедиторский бизнес в принципе в ближайшее время рискует стать электронным, где живые экспедиторы однозначно проиграют электронным платформам.
Что касается транспортных компаний (владельцев подвижного состава) – здесь для рынка все трагичнее – практически никто не обновляет свой парк, как это необходимо делать. Более того, перевозчики игнорируют технические регламенты сервисов, а это означает, что через 2 года при сохранившемся положении дел просто некому и не на чем будет возить. Но т.к. свято место пусто не бывает, если ничего не измениться на уровне макроэкономики, то мы просто подарим транспортный рынок иностранным перевозчикам.
- Пару лет назад вы говорили, что в Беларуси нет сильных логистических центров, поэтому отдавать логистику на аутсорсинг компаниям рискованно, так как из-за низкой рентабельности такие компании не могут позволить себе содержать высококвалифицированных специалистов. Как обстоит ситуация сегодня?
- Сегодня ничего не поменялось, относительно неплохо себя чувствуют логистические центры, принадлежащие FMCG-дистрибьюторам, сетевой рознице, все остальные – латентные банкроты. И здесь дело не в отсутствии высококвалифицированных сотрудников, а в банальном отсутствии грузопотока.
Складские помещения площадью до 150 м в Минске. Актуальные объявления портала megapolis-real.by
- Остро ли стоит кадровый вопрос в вашей сфере? Трудно ли найти хороших специалистов?
- Мы научились решать эту проблему. У нас отличная внутренняя подготовка специалистов в области логистики, управления производством, e-commerce и R&D, которую мы реализуем с помощью собственной бизнес-школы. Поэтому сегодня мы практически не зависим от качества образования в отечественных вузах. Сегодня более актуальны другие проблемы – поиск мотивированных людей.
- Присутствует ли сегодня дефицит складских помещений?
- Я бы проблему обозначил так – высокий процент вакантности складских помещений, это факт. Но при этом подавляющее большинство объектов абсолютно бестолковые или устаревшие.
Правильно ли говорить о дефиците, если при желании найти и арендовать склад – не проблема, однако, что это будет за “коробка” – другой вопрос.
- Назовите самые распространенные заблуждения белорусских руководителей относительно «правильной» логистики.
- Мне очень тяжело ответить на этот вопрос, так как я вижу, что за последние несколько лет руководители стали гораздо компетентнее в логистике, но это распространяется только на частный бизнес. Поэтому мне уже практически не встречаются руководители со “списком логистических заблуждений”.
За годы существования нашей компании мы помогли многим бизнесам сделать логистику эффективной, другие компании проходили этот путь, наблюдая за нашими проектами, кто-то развивался самостоятельно, но в целом, для большинства компаний проблема логистики отошла на второй план. Тем не менее, сегодня у многих компаний остро ощущается нехватка сильного продукта, отчего и возникают проблемы с продажами. Но это уже тема для другого интервью.
Мария Мелёхина