В 2018 году число дел о банкротстве в РБ может снизиться на 10-20%
Сколько предприятий в Беларуси сегодня находятся на грани банкротства, эффективна ли процедура санации, и почему ее часто рассматривают, как беспроцентную рассрочку, как выйти из бизнеса с наименьшими потерями, и что принесет Декрет «О развитии предпринимательства» в разрезе субсидиарной ответственности, megapolis-real.by рассказал антикризисный управляющий Сергей Пинчук в рамках первого белорусского форума об антикризисном управлении и банкротстве.
Институту экономической несостоятельности и банкротства в Беларуси уже более 17 лет. За это время накоплен опыт, подготовлены специалисты, сформированы устоявшиеся практики. В то же время экономическая несостоятельность и банкротство – это одна из тех сфер права, которая не только никогда не замирает, но и видоизменяется, причем очень быстро и непредсказуемо.
По словам Сергея Пинчука, отрасль антикризисного управления и банкротства в Беларуси сегодня оперирует следующими данными: около 400 антикризисных управляющих, из которых 100 аккредитованных государственных управляющих, занимаются 3423 неплатежеспособными предприятиями. Из общего числа должников 2674 признаны банкротами с ликвидацией, в отношении 123 введена процедура санации.
Большая часть неплатежеспособных организаций, или 64% от общего числа, сконцентрирована в столичном регионе: Минске и Минской области.Стоит отметить, что такая пропорция адекватно отражает структуру экономики Беларуси в целом.
Сегодня наблюдается равное соотношение производств с возбужденными экономическими судами по заявлениям должников и кредиторов. 2/3 заявлений от кредиторов – заявления налоговых инспекций и иных государственных органов.
Какие помещения под услуги, торговлю, общепит, пользуются спросом в Минске?
«В 2018 году число дел о банкротстве может снизиться в пределах 10-20%. Вызвано это будет как неким восстановлением экономики и оживлением рынка, так и отменой стрессового фактора, заставляющего должников бежать в суд с заявлением о банкротстве под угрозой пропуска срока и автоматической субсидиарной ответственности в будущем», - сказал Сергей Пинчук.
По его словам из 123 процедур санации, которые начаты сегодня в отношении субъектов хозяйствования Беларуси, более 100 процедур - в отношении сельскохозяйственных организаций. Причем из общего количества процедур санации территориально всего 6 начаты в Минске, что показывает настоящую эффективность данного инструмента.
«В данном случае, полагаю, что термин санации нужно читать, как возможность беспроцентной отсрочки на 5 лет, а там, что называется, посмотрим», - говорит эксперт. - Как управляющий, который имеет успешный опыт проведения процедуры санации, а также сопровождающий в настоящий момент еще две такие процедуры, могу сказать, что санация – инструмент сложный, длительный и дорогой.
Слишком много должно совпасть условий, чтобы санация стала успешной. Во-первых, это заинтересованный собственник, профессиональный управляющий, своевременное обращение в суд, а также кредиторы, которые готовы ждать. Если хоть одно из этих условий не будет выполняться, санации не случится. Поэтому обращение к этому инструменту целесообразно после использования всех иных доступных способов урегулирования отношений должника и кредитора».
По словам Сергея Пинчука, первый вопрос, которым задается собственник бизнеса, оказавшийся на края долговой ямы – это как выйти из бизнеса с наименьшими потерями?
Потери в данном случае очевидны: время, деньги, репутация. Нередко к ним добавляется и потеря свободы.
«Минимизировать риски и издержки добросовестного должника может тактика по раскрытию информации при необходимости проведения экономической экспертизы, и установления объективных причин, повлекших банкротство. Но не нужно забывать, что с точки зрения кредитора добросовестных должников не бывает, поэтому добиваться следует не специальных долгов, а привлечения к ответственности.
Новая парадигма субсидиарной ответственности предполагает необходимость доказывания виновного умысла на доведение должника до банкротства, в чем нам поможет судебная экономическая экспертиза и оспоренные, признанные недействительными сделки должника. В центре этих противоречивых интересов находится фигура антикризисного управляющего», - сказал Сергей Пинчук.
Главный инструмент баланса интересов должника и кредитора при посредничестве антикризисного управляющего – это контроль и взаимодействие.
Какой готовый бизнес продается сегодня в Беларуси: свежие предложения 2018 года
«Взаимодействие управляющего и кредитора, а иногда и должника, повышает вероятность возврата средств кредитором. Не стоит забывать, что управляющий – это не бесплатный юрист, нанятый государством для урегулирования чьих-то проблем, поэтому любые виды ресурсов, привлекаемые заинтересованными сторонами процедуры банкротства, способствуют ее успешному завершению.
Процессуальный контроль за деятельностью управляющего нередко заменяет и подменяет всю тактическую линию поведения должника или кредитора в деле о банкротстве. Инструментом коммуникации становится жалоба. Это характерная линия поведения для недобросовестных должников и кредиторов, пытающихся или затруднить работу управляющего, или добиться его отстранения от дел», - сказал эксперт.
По его словам, через несколько дней должен вступить в силу Декрет Президента РБ «О развитии предпринимательства», в соответствии с которым субсидиарная ответственность будет применяться только в случае если экономическая несостоятельность или банкротство юридического лица были вызваны умышленными действиями виновных лиц.
«Видя в глазах профессиональных кредиторов некое разочарование, могу сказать, что установление такого основания для привлечения к субсидиарной ответственности – это не про должников и законодателя, а нормализация сложившейся практики возложения субсидиарной ответственности в автоматическом режиме.
Нужно понимать, что таким образом происходит не уравновешивание судебной практики по отдельной категории дел, а дальнейшее формирование государственной политики в сфере либерализации предпринимательской деятельности, в том числе, по смягчению отдельных составов и административной ответственности. Новый подход позволит вернуться к состязательности в спорах о возложении субсидиарной ответственности, но для должников возрастут уголовно-правовые риски», - считает эксперт.
Мария Мелёхина
Читайте также: