28 апреля в Минске состоялся форум «Торгово-офисная недвижимость в РБ»
Участниками форума были белорусские и иностранные компании из России, Литвы, Украины, чей бизнес напрямую связан с коммерческой недвижимостью. Именно этот сектор экономики один из первых и наиболее остро ощутил кризисные явления, которые привели к снижению объемов строительства, падению арендных ставок и стоимости квадратного метра, снижению посещаемости ТЦ, высокой вакантности свободных площадей. Вот основные вопросы, которые волновали участников конференции.
Эксперты изложили свое видение текущей ситуации, варианты выхода из кризисного состояния, обратили внимание на основные ошибки, недоработки, которые присущи многим объектам коммерческой недвижимости и в Беларуси, и в сопредельных государствах.
С докладом «Перспективы и текущее развитие торговых центров в условиях кризиса выступил Булат Шакиров, Председатель Российского Совета Торговых Центров, учредитель компании «Практика Девелопмент»
Информация его доклада относилась к российскому рынку торговой недвижимости. Вот основные тезисы его выступления.
К кризису 2014 года российские девелоперы пришли с самым большим, рекордным количеством ввода новых торговых центров, например самый большой в Европе Торговый Центр «Авиапарк».
Стартовать новым объектам пришлось в неудачное время, однако вариантов не было. Но при открытии в одинаковых кризисных условиях, одни ТЦ смогли добиться хотя бы частичной наполняемости, а некоторые и остались с 4-5 арендаторами. Открывать Торговый Центр, если наполняемость арендаторами была ниже 60% до кризиса считалось неправильно, сейчас подход меняется, открывают с любым количеством торговых объектов . Хотя многие арендаторы используют свое право по договору не открывать магазин, если наполняемость торгового центра меньше 15%. Практика внесения такой страховки арендаторы используют почти постоянно. Нет задачи по увеличению существующих торговых центров, основное требование времени – оптимизация текущих расходов.
Собственники ТЦ готовы работать с арендаторами по различным схемам - процент с оборота магазина, по входящему потоку посетителей, отсрочка арендных платежей на несколько месяцев, вплоть до оплаты только коммунальных расходов.
Среди арендаторов достаточно уверенно чувствуют себя магазины по продуктам питания, сегмент быстрого питания в общепите. Объемы продаж спортивных и детских товаров тоже сильно не просели, так как эта часть рынка не была перегрета.
Текущие взаимоотношения между арендаторами и собственники торговых сетей сейчас наиболее выгодна для первых, у них уменьшились расходы на аренду, есть выбор помещений, собственники готовы к переговорам по любым бизнес-процессам.
Стоит отметить, что по наблюдениям экспертов, уменьшилась не посещаемость, а выручка, посетители стали просто меньше тратить. Многие торговые сети готовы значительно сокращать количество торговых объектов, уже не стоит задача обязательного присутствия почти во всех торговых центрах, осталась необходимость остаться только в знаковых местах, которые гарантированно приносят текущую прибыль. Есть еще одна тенденция – уменьшать площади в самом торговом центре, где работал арендатор, либо смена товарного ассортимента. Ряд арендаторов приостанавливают свое развитие на неопределенный срок.
Новые торговые центры пока не начинают строить из-за отсутствия определенности на рынке, высоких кредитных ставок, дорабатывают проектную часть с учетом кризисного опыта.
По мнению Булата Шакирова, возврата к старым ставкам по аренде уже не будет. Стоимость уменьшится примерно на 20% в любом случае. Срок стабилизации – от 1 до 3 лет. Эта информация очень важна при расчете будущих проектов – какая примерно будет арендная ставка и какой срок падения рынка.
Портал «Мегаполис Реал» благодарит организатора форума «Торгово-офисная недвижимость в РБ» «Отраслевые форумы» за содействие в подготовке этого материала.
Выбрать помещение под офис или торговую недвижимость.