Круглый стол «Товарищества собственников торговых центров: правовые коллизии и пути их решения»
13 июля 2020 года Академией девелоперов и журналом «Юрист» при поддержке Министерства экономики Республики Беларусь был организован круглый стол «Товарищества собственников торговых центров: правовые коллизии и пути их решения» http://bfd.by/gov_bel_2407.
В работе круглого стола приняли участие руководители управлений и отделов профильных министерств и комитетов:
- Владимир Александрович Хлабордов, начальник юридического управления Министерства экономики Республики Беларусь;
- Ирина Викторовна Шпак, начальник отдела методологии Управления организации торговли и общественного питания Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь;
- Ирина Геннадьевна Чигирёва, начальник Главного управления статистики услуг и внутренней торговли;
- Татьяна Евгеньевна Курлович, Министерство юстиции;
- Ольга Николаевна Савинич, Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь;
Эксперты в сфере коммерческой недвижимости:
- Андрей Валентинович Рощупкин, первый заместитель генерального директора "Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия";
- Екатерина Евгеньевна Забелло, адвокат и партнер адвокатского бюро «ВМП Власова, Михель и Партнеры»;
- Наталья Анатольевна Кухарчик, эксперт-юрист;
- Екатерина Олеговна Мазурёнок, эксперт-юрист;
- Андрей Алёшкин, исполнительный директор NAI Global Belarus.
К обсуждению были предложены следующие вопросы:
- Соответствует ли законодательству практика исполнения товариществом собственников торговых центров функции его администрации? Насколько корректна статистическая отчетность в этом случае?
- Требуются ли изменения в эту практику и какие?
- Как должны отражаться в Торговом реестре ТЦ, в которых функции администрации выполняет товарищество собственников?
- Устранение проблем защиты прав потребителей в торговых центрах, где в качестве администрации выступает товарищество собственников.
- Проблема общего имущества в товариществах собственников.
- Проблема непропорциональных расходов на содержание общего имущества в товариществах собственников.
Каждый из вопросов вызвал оживленную дискуссию среди участников. По некоторым вопросам достичь единой точки зрения так и не удалось. Например, большинство экспертов-юристов настаивали на том, что в рамках существующего правового поля товарищества собственников не имеют юридических оснований для исполнения функций администрации торгового центра. Позиция Министерства антимонопольного регулирования и торговли заключалась в том, что необходимо легализовать эту деятельность, чтобы не ограничивать работу бизнеса в нашей стране.
Обсуждался вопрос несоответствия определяемого Законом Республики Беларусь от 8 января 1998 г. № 135-З «О совместном домовладении», Типовым уставом, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 марта 2015 г. № 161, статуса товарищества собственников требованиям статьи 16 Закона Республики Беларусь "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь", о необходимости изменения Типового устава товарищества собственников, а также Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».
В результате рассмотрения всех вопросов повестки дня был выработан ряд рекомендаций по внесению изменений в действующее законодательство.
Экспертное сообщество, принявшее участие в обсуждении проблематики, предложило рассмотреть целесообразность внесения следующих изменений в нормативные и законодательные акты Республики Беларусь:
1. Типовой устав товарищества собственников, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 марта 2015 г. № 161
- При необходимости внести изменения, расширяющие полномочия товариществ собственников нежилых помещений для устранения противоречий сложившейся практики с требованиями Закона Республики Беларусь от 8 января 1998 г. №135-З «О совместном домовладении».
- Четко определить требования к квалификации и образованию управляющих товариществами собственников с их обязательной аттестацией местными органами власти.
- Точно определить в виде исчерпывающих перечней виды деятельности, которыми товарищества собственников торговых центров имеют право заниматься или, наоборот, чем заниматься права не имеют.
- Прописать необходимость создания отдельной управляющей структуры, которая выступала бы в качестве администрации торгового центра.
2. Закон Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь»
- Дать исчерпывающие разъяснения относительно того, кто может выступать создателем ТЦ, а также кто имеет право предоставлять информацию о нем для внесения в Торговый реестр Республики Беларусь.
- Уточнить обязательность исполнения обязанностей администрации торгового центра лицом, которое предоставляет информацию о ТЦ для его внесения в Торговый реестр Республики Беларусь.
- Наполнить содержанием понятие администрации ТЦ, а также ввести четкие критерии того, кто может выступать в этом качестве.
- Разработать и ввести современную классификацию торговых центров в рамках классификации всех объектов розничной торговли с четкими критериями отнесения торговых центров к тому или иному типу или объектов к торговым центрам.
3. Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»
- Урегулировать вопрос о подведомственности контроля за деятельностью товариществ собственников нежилого фонда
4. Закон Республики Беларусь от 8 января 1998 г. № 135-З «О совместном домовладении»
- Включить в закон нормы, касающиеся совместных домовладений в нежилых помещениях. Эти нормы должны урегулировать все известные противоречия и коллизии.
- Определить понятие исключительного пользования. В случае невозможности или нецелесообразности внесения изменений в Закон зафиксировать это понятие отдельным нормативным актом.
- Точно определить, что является общим имуществом в товариществах собственников и местами общего пользования в управляемых ими зданиях, допустимо ли отчуждение этого имущества и этих мест в собственность. Например, известны прецеденты, когда в собственности членов товариществ собственников оказывались котельные, трансформаторные, подвалы и т.д. Эта информация должна быть доведена до сведения Государственного комитета по имуществу, а также Национального кадастрового агентства Республики Беларусь. При подготовке определений можно воспользоваться действующими СНИПами, а также противопожарными и санитарно-гигиеническими нормами, которые уже содержат подобные определения. Рекомендовать проектным организациям указывать помещения общего пользования в проектной документации.
- Включить нормы, разрешающие противоречия, связанные с непропорциональным распределением расходов на содержание общего имущества и прочих совместных расходов.
Данный итоговый документ будет направлен организаторами круглого стола в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, юридическое управление Совета Министров Республики Беларусь, заинтересованные министерства и ведомства, всем участникам круглого стола.
Организаторы круглого стола «Товарищества собственников торговых центров: правовые коллизии и пути их решения» искренне благодарят всех участников дискуссии.
Читайте также: