Секция «Арендные отношения 2.0» - на выставке REX-2016
Опытом работы с торговыми центрами поделилась Львова Виталия, Генеральный директор агентства маркетинговых коммуникаций «Promotion Realty»:
Обычно, первичную зону охвата торгового центра считают неправильно - пытаются тянуть в торговый центр не свой трафик посетителей. И ни одна сеть не готова прислушиваться к мнению регионального торгового центра.
Если в торговом центре установлена система контроля посетителей, то сразу видно, что в нем происходит.
Основные типы арендаторов в торговом центре:
«Пылесосы» - генерируют большой поток посетителей. Требования: высокая частота возврата, высокая доля потребителей. К ним относится: «Ашан».
Арендаторы с уникальным торговым предложением - «Икея».
«Киллеры» - генерируют поток посетителей товарной категории. Требование: обеспечивают продажи в товарной группе. Пример: «Макдональдс», Zara
«Арендаторы галереи». Работают на чужом трафике. Требования: максимальная арендная ставка.
Новое направление для увеличения потока покупателей – так называемые временные арендаторы – ярмарки, гаражные распродажи. Они временно заходят в торговые центры, чтобы привлечь новую торговую группу. Возможно, скоро появится оператор, который будет перевозить такие выставки по стране, как цирк «Шапито».
Именно операторы «Киллеры» определяют, как работает торговый центр, являются гарантией успеха. Почему-то существует мнение, что их нужно приглашать в торговый центр практически бесплатно, хотя в любом ТЦ они будут рентабельными.
Екатерина Гресс - Генеральный директор «IDEM» - ведущей региональной компании-консультанта по торговой недвижимости:
Рынок становится стагнирующим, особенно региональный
Ставки аренды в торговых центрах для учреждений общепита почти не изменились. Существует явная тенденция перехода арендаторов из некачественных торговых центров в более качественные ТЦ. Индивидуальные предприниматели тоже мигрируют в лучшие торговые центры.
Используемая схема расчета аренды – комбинированная: фиксированная стоимость + процент от товарооборота. Битва идет уже не за ставку, а за процент с товарооборота. Процент от товарооборота в галерее от 4- до 15%.
Как раньше выбирали торговый центр в других городах? Если новый центр – то был обречен на внимание, хорошее размещение, наличие якоря, генерирующего поток, развлечения, площадь – от 60 000 квадратных метров. Это было раньше.
Сегодня для арендатора самое главное - посещаемость. Торговый центр должен быть раскрученным, концептуальным. И только затем – коммерческие условия работы. Продуктовым ритейлерам интересны все города. Фитнес-центры для входа в торговые центры требует полную отделку для себя. В Российской Федерации есть господдержка по кинотеатрам, субсидии за открытие кинотеатров в малых городах.
Альтернатива традиционному ритейлу - новые нестандартные виды ритейла – творческие пространства, обучение, спортивные секции, досуговые форматы, музеи занимательных наук.
Эти новые направления являются постоянным генератором трафика, так как посещения становятся регулярными.
Появляется вынужденная лояльность – 2-3 раза в неделю – постоянные посетители и становятся покупателями. Жизнеспособно сотрудничество равных.