Типичные ошибки при проектировании торговых центров
В рамках третьего международного форума «Торговая недвижимость в Республике Беларусь – 2015. Состояние рынка, тенденции, перспективы» состоялось выступление управляющего партнера и главного архитектора проектного бюро Portner Architects из России – Саши Лукича – «Типичные ошибки в проектировании торговых центров». Выделим ключевые моменты доклада.
В России ежегодно возводятся десятки новых хороших торговых центров. Однако все они неэффективны по причине совершения одних и тех же ошибок при проектировании зданий. Особенно острой проблема становится сегодня – в условиях перенасыщения рынка. Вследствие чего неэффективные торговые центры будут вынуждены просто уйти с рынка. Все ошибки можно разделить на 2 категории – ошибки проектировщиков и ошибки управленцев.
Итак, типичные ошибки при проектировании торговых центров:
1. Концептуальные ошибки. Из-за неправильного понимания разницы между моделями доходности и алгоритмами запуска двух разных форматов – торгового центра и ритейл-парка возникает неправильный баланс мелких и основных арендаторов.
2. Отсутствие схемы движения посетителей. Правильное составление такой схемы – это залог успешности торгового центра. Важно корректно расположить входы, выходы, галереи, якорные магазины-магниты, фуд-корты, которые заставят покупателя обойти весь торговый центр. Кроме того, схема должна быть замкнутой не только на 1 этаже, но и между ними. Ведь согласно статистике, если покупатель проводит более 20 минут в торговом центре – он совершает импульсную покупку.
3. Длинные прямые участки торговой галереи. Если длина «коридора» превышает 50 метров, посетитель испытывает стресс и отказывается от покупки. Именно поэтому стоит предусмотреть изогнутые коридоры.
4. Плохая просматриваемость верхних этажей. Как правило, этажность торгового центра определяется стоимость земли. Идеальный вариант – это одноэтажное здание – именно оно обеспечивает идеальную проходимость. Однако в условиях мегаполиса реализовать такой объект практически невозможно. Проектировщикам остается лишь реализовать задачу по привлечению покупателей на верхние этажи. Именно поэтому зачастую там располагают зоны отдыха, фуд-корты, выходы с парковок. Важна и хорошая просматриваемость верхних этажей, ее можно организовать за счет правильной пропорции с хорошими углами обзора.
5. Маленькая парковка. Методики расчета для крупных городов и небольших районных центров разные. Как правило, в торговом центре берется 1 парковочное место на 25 кв.м. торговой площади, в гипермаркете 1 место на 8 кв.м. Однако стоит учитывать и будущую посещаемость, наличие рядом метро и тп. В любом случае маленький паркинг – это один из шагов к потере посетителей.
6. Недостаточная высота помещений. Низкие потолки несут с собой психологический дискомфорт для посетителей, а значит, заставляют их покинуть торговый центр. Оптимальная высота этажа около 6м.
7. Скучное оформление фасадов. Как правило, многие торговые центры опираются на архитектуру неторгового значения, а также берут за основу здания, возводимые еще лет 10-15 назад. Так, например, многие предпочитают использовать повсеместное остекление, а меж тем оно необходимо только на входе в торговый центр – для привлечения внимания.
8. Неоптимизированность проектных решений в целом. Такая ошибка возникает за счет постоянного желания заказчика сэкономить и уменьшить сроки создания проекта. Для создания успешного, хорошего торгового центра просто невозможно использовать стандартные решения, необходимо проработать несколько вариантов для создания индивидуального стиля.
Мы привели только типовые ошибки проектировщиков, об ошибках управленцев читайте в следующем материале.