Торговая недвижимость в Минске и регионах: анализ и перспективы
Продолжаем серию публикаций по материалам докладов, озвученных на прошедшем третьем международном форуме «Торгово-офисная недвижимость в Республике Беларусь – 2015. Состояние рынка, тенденции, перспективы». Сегодня речь пойдет о торговой недвижимости.
В 2014 рынок торговых центров характеризовался умеренным ростом предложений, прирост составил более 16% к имевшимся площадям. Самыми крупными торговыми центрами Минска, введенными в эксплуатацию в этом году, были «Е-Сити» на улице Денисовской с площадью более 29 тыс.кв.м. и ТРЦ в комплексе «Титан» - более 21 тыс.кв.м. Однако планы на 2015 год еще более внушительные. Если все планируемые объекты будут введены в эксплуатацию прирост составит более 48,5% к стоку. Из крупных объектов стоит выделить «Дана Молл», «Green City», «Момо».
Что касается регионов, то здесь отличились национальные ритейлеры – «Е-Сити» в Могилеве и Витебске, «Корона» - в Гродно.
Начиная с 90х годов, рынок торговой недвижимости, в отличие от рынка офисной, претерпел ряд существенных изменений, например:
1. Во второй половине 90х начали появляться первые торговые центры. Они пришли на смену рынкам и местам торговли и досуга, рассчитанным на мелких индивидуальных предпринимателей.
2. 2005-2007 года. Появились первые торгово-развлекательные центры со схемой «Молл» - «Экспобел» и подземный ТРЦ «Столица». Это были первые объекты такого формата в РБ, в то время как в США такие объекты строились уже в 50е. Основными торговцами в о время были мелкие индивидуальные предприниматели.
3. В 2009 году начали реализовываться крупные проекты «Замок», «Арена-сити». Отличительная черта нового строительства: более дорогая отделка. Однако планы этажей по прежнему особо не продумывались и возводились по инерции.
4. 2012 год – в это время начинают реализовываться крупнейшие проекты «Dana Mall», «Green City». По планам девелоперов именно эти объекты должны максимально приблизиться к западным аналогам по отделке, планировке. Вместе с тем ввиду достаточно большой конкуренции многие проекты остались на бумаге. Зато появился ряд специализированных торговых центров, например мебельных или автомобильных.
Несмотря на все эти изменения, белорусским торговым центрам к сожалению еще далеко до Западных аналогов. Отсутствуют современные универмаги, аутлет-центры. Кроме того в Беларуси пока нет ни одного торгового центра с последовательной концепцией и хорошей планировкой галереи.
Основные проблемные параметры ТЦ в Минске:
1. Отсутствие единой концепции
2. Неправильная планировка галереи
3. Недостаточное количество машиномест
4. Несовременная отделка интерьера
5. Множество собственников или отсутствие профессиональной управляющей компании
С учетом приведенным недоработок, наиболее современными сегодня можно назвать следующие минские торговые центры: «Замок», «Скала», «Галилео».