Аудиторские компании Беларуси не спешат поворачиваться лицом к заказчику - эксперт
Почему рынок аудиторских услуг Беларуси застрял в 90-х и не спешит поворачиваться лицом к клиенту, о демпинге и недобросовестной конкуренции, как правильно выбрать аудиторскую компанию, и что в перспективе ждет рынок, как пойдет его развитие, megapolis-real.by поговорил с тренером-консультантом в области финансов и финансового учета компании PRO RETAIL, магистром экономических наук, аттестованным в Беларуси аудитором, автором свыше 150 статей по проблемам бухгалтерского учета, МСФО, финансового и налогового менеджмента Дмитрием Сычом.
- Как вы оцениваете уровень развития аудиторских услуг в Беларуси?
- Не всегда белорусские аудиторы готовы дать заказчику то, о чем он просит. Наш рынок аудиторских услуг отстал от российского и украинского примерно на 20 лет назад из-за обязательного аудита для иностранных и крупных отечественных предприятий. Если в России и Украине заказчиком аудита в основном выступал собственник, которого интересовала не столько отчетность, сколько устранение ошибок в существующей бизнес-модели, эффективность работы. То в Беларуси считалось, что аудит должен только страховать предприятие от возможной уплаты штрафов за неправильное начисление налогов, выполнять проверяющую функцию. По сути у нас долгое время развивался только налоговый аудит, заказчиком которого, как правило, выступал главный бухгалтер, который, по сути, страховал свою текущую работу.
И сегодня белорусские аудиторы плохо понимают, когда идет речь о проверке показателей эффективности при приобретении предприятия (соответствие реальных показателей по выручке, прибыли, активам и т.д., прописанным на бумаге). Проверить налоги – пожалуйста, а все что кроме – нет. Поэтому часто наблюдаю ситуации приобретения плохих предприятий с положительным заключением аудитора, который попросту не смог увидеть проблемные области предприятия.
Поэтому уровень профессионализма белорусских аудиторов значительно отличается от российских и украинских, не говоря про европейских. Тем не менее, считаю, что у нашего рынка хорошие перспективы, нужно только больше работать, изучать опыт соседей и чаще поворачиваться лицом к заказчику. В непростое экономическое время собственнику важна оценка эффективности, подсказки по оптимизации, а не просто сверка с нормативной документацией. Это важно, и на это нужно делать упор.
- Существует ли сегодня недобросовестная конкуренция на рынке аудиторских услуг и демпинг, особенно если речь идет о работе с госзаказчиком?
- Не буду рассказывать конкретные случаи, но эта проблема действительно актуальна для белорусского рынка. Дело в том, что качественный аудит можно провести только выполнив ряд процедур, которые требуют от аудитора определенного временного ресурса, например, участие в инвентаризации. Чтобы убедиться в стоимости материальных ценностей компании, нужно хотя бы раз увидеть эти ценности, убедиться в существовании этих ресурсов. И чем больше компания-заказчик, тем больше таких процедур требуется провести, соответственно тем больше времени аудитор должен потратить, что не лучшим образом сказывается на бюджете расходов аудиторских компаний.
Поэтому крупные аудиторские компании определяют сначала временной ресурс, который необходимо потратить на аудит, а потом устанавливают стоимость услуг. Мелкие компании, чтобы конкурировать с крупными, часто предлагают более низкие цены, причем средняя ставка заработной платы сотрудников этих компаний на уровень выше, чем у крупных компаний. Такая политика чаще всего говорит о том, что мелкие компании не проводят полный комплекс аудиторских процедур, что позволяет снизить расходы и поднять заработную плату.
- Как правильно выбрать аудиторскую компанию, чтобы возникало меньше спорных вопросов?
- Вместо того, чтобы просто сравнивать цены на услуги аудиторских компаний, просите список процедур, планируемых к проведению на вашем предприятии, с указанием трудочасов на выполнение той или иной процедуры. Также заранее поинтересуйтесь профессиональным уровнем специалистов, которые будут с вами работать, изучите их предыдущий опыт.
Анализируя количество затраченного времени на ту или иную услугу и кадровый состав, с аудиторской компанией можно эффективно договариваться об оптимизации затрат и конечной стоимости услуг.
- Сказался ли экономический кризис на рынке аудиторских услуг?
- Падение, конечно, ощущается. Это связано как с отменой обязательного аудита для крупных и иностранных компаний, так и с общим снижением покупательной способности. Предприятия, которые вынуждены сегодня заказывать аудит, не готовы платить больше, чем было два года назад, несмотря на инфляцию и рост курса доллара. Такая ситуация приводит к еще более жесткой конкуренции и принятию более эффективных решений.
ПРОДАЖА БИЗНЕСА В МИНСКЕ БЕЗ ПОСРЕДНИКОВ
- Какие вы видите долгосрочные и краткосрочные перспективы развития рынка аудиторских услуг Беларуси?
- В условиях, когда работать и зарабатывать тяжело, аудит становится важной темой. Рынок сегодня стагнирует, поэтому нужно держать руку на пульсе, оптимизировать затраты, менять стратегию. Формулы, которые работали при растущем рынке, потеряли свою актуальность – они просто не работают. Да и вопрос достоверности данных будет возникать всегда, особенно если собственник и директор – это разные люди. Главное, чтобы аудиторские компании не погибали, а для этого нужно как можно быстрее отходить от формальных проверок в сторону оценки эффективности.
Мария Мелёхина
Читайте также: