Основатель стартап-движения в Беларуси: «Если у стартапа нет минимум $5 тыс, в этот проект не стоит вкладывать»
Как зарождалось белорусское стартап-движение, чего не хватает молодым предпринимателям в инновационной сфере, в чем заключаются особенности менталитета белорусских инвесторов и возможностях краудфандинга журналист megapolis-real.by поговорил с родоначальником стартап-движения в Беларуси, создателем бренда «Игрика» (настольные экономические игры и программы развития финансовой грамотности), разработчиком обучающей методологии, основным спикером конференции по подготовке эффективных презентаций «Presentation.Today» Константином Владимировым-Журавским.
- Как вы оцениваете сегодня белорусское стартап-движение. Почему многие стартапы так и остаются всего лишь идеей?
- В первую очередь, из-за отсутствия мотивации, уверенности в собственных силах. Недавно один из венчурных инвесторов сказал интересную вещь: если у стартапа нет минимум $5 тыс, в этот проект не стоит вкладывать, так как у команды нет денег на развитие, они не могут съездить в Европу или США в «Силиконовую Долину», чтобы представить проект, получить опыт, а без этого невозможно сделать успешный проект, который «выстрелит» на рынок особенно в инновационной сфере.
- Я слышала мнение, будто у белорусских стартаперов все в порядке с мотивацией, но есть проблемы с монетизации проекта, практической стороной вопроса.
- Задора наших стартаперов хватает на 2-3 месяца, а потом начинаются проблемы. Если за эти месяцы ничего не происходит, то, как правило, проект остается на уровне идеи. Люди не понимают, что успешный стартап – это минимум 5-7 лет упорного труда, а не работа нескольких месяцев. Компания Wargaming Виктора Кислого шла к успеху 12 лет. И все эти 12 лет люди честно тянули лямку. К сожалению, многим не хватает такого упорства. Белорусы почему-то считают деньги краеугольным камнем успеха, что отнюдь не так. 90% успеха – это работа, работа и еще раз работа.
Готовый бизнес в Минске. Рестораны, кафе, пиццерии, кофейни
- Вас часто называют родоначальником стартап-движения Беларуси. Как все начиналось, и во что, на ваш взгляд, движение вылилось сегодня?
- Нас было трое: Александр Патутин, Александр Булах и я. В 2009 году мы подсмотрели формат Startup Weekend в России и решили сделать аналогичное мероприятие в Минске. На первых порах было тяжело, так как никто не понимал посыла. Мы провели около 15 крупных мероприятий за 1,5 года, но результатов не было – ни один стартап не получил финансирования. Потом, конечно, пошли деньги, стали известны первые истории успеха, движение начало набирать обороты. Сегодня стартап-движение Беларуси насчитывает около 20 тысяч вовлеченных и 30 игроков на рынке (компаний, организаций). В год инициируется около 2 тысяч проектов. Тем не менее, два года назад я фактически отошел от дел, продав компанию ООО «Стартап технологии» Алексею Шабловскому.
- Если не секрет, почему вы решили продать компанию?
- Если честно, я просто эмоционально выгорел. Заниматься стартап-движением в Беларуси – дело неблагодарное. К тому же белорусы совершенно не умеют благодарить. За все годы работы лишь единицы сказали «спасибо» за поддержку. В основном это люди, которые некоторое время уже пожили и поработали за границей. К слову, в Израиле говорят, что если тебе повезло, ты должен кому-то сделать добро, чтобы сохранялся баланс. В Беларуси, к сожалению, нет этого понимания.
- В чем заключаются основные отличия белорусского стартап-движения от европейского?
- Основная масса потенциальных инвесторов в Беларуси – это люди, которые начинали бизнес в 90-е годы. Это придает некий оттенок менталитету инвесторов, соответственно, есть особенности по привлечению капитала. В большинстве своем такие люди выступают покупателями стабильного бизнеса, либо долей в этом бизнесе. Они не видят потенциал в венчурном финансировании. А единственный знакомый мне белорусский венчурный инвестор из этого поколения сегодня сидит в тюрьме.
Купить сто, шиномонтаж, автобизнес в Минске
Молодое же поколение белорусских инвесторов только начинает формироваться. Это первое поколение местных инвесторов из IT-сферы, которые понимают специфику рынка и ориентируются на западный опыт. Таких инвесторов сегодня единицы, но они есть, например, Александр Золоторев, Юрий Мельничек. Но на них ориентироваться все равно не стоит, так как их мало. Если вы действительно хотите получить венчурные инвестиции, езжайте в Европу или Америку.
- Есть ли сегодня какие-то интересные стартапы на белорусском рынке, которые могли бы повторить историю успеха Kino-mo?
- Я не считаю Kino-mo успешным проектом, так как ничего не слышал об огромных продажах их продукта. Они просто выиграли звучный конкурс, и на этом история пока завершилась. На мой взгляд, успешным проектом можно считать, например, Maps.Me, у которых гарантированный кэш-аут, а учредители могут не работать до конца жизни.
- Краудфандинг – это перспективное направление для развития стартапов?
- У меня был подобный опыт сбора средств. Я опубликовал пост в Facebook, что можно получить продукт, в данном случае настольную игру, со скидкой, если сделать предзаказ через соцсеть. И людям это понравилось, заказы пошли. Потом я перенес это из соцсети на краудфандинговую платформу Talaka. И мы получили взрывной эффект. Кроме того, наш проект поддержали спонсоры, и игры попали еще в несколько детских домов Беларуси.
И есть несколько рекомендаций. Если вы все-таки решили прибегнуть к краудфандингу, то лучше открывать сбор средств за 1-2 месяца до Нового года – это идеальное время для вывода товара на рынок. В это время люди ищут подарки, и если на рынок выходит что-то новое, а вы предлагаете это еще и со скидкой, потенциальные покупатели сразу убивают двух зайцев: получают оригинальный и недорогой подарок, а вы радуетесь заказам.
Мария МЕЛЁХИНА
Читайте также: